Слушайте в наушниках — это бинауральная (объёмная) запись 

Пару недель назад Сергиевом Посаде проходил фестиваль «Дубрава Музыка». Это были четыре дня джаза, чего-то близкого к джазу и чего-то совсем от него далёкого, а ещё отличный концерт под открытым небом в последний день.

С этого концерта и начнём. Именно такие записи показывают, в чём именно живой звук, схваченный с воздуха, со всеми его порывами ветра, поездами и голосами в самый неподходящий момент, выигрывает у безупречных записей-копий, что идут напрямую с пульта звукорежиссёра:


Это затягивало! Каждый вечер после очередных выступлений обычно думалось — ну всё, одного дня достаточно. Но на следующий день вспоминаешь, как хорошо было вчера, и вот ты снова в «Дубраве». И так все четыре дня.

Потому что невозможно угадать, что кроется за словами на афише. Например, в анонсе читаешь, что будет Феликс Лахути с электроскрипкой. Хорошо, думаешь, — редкий случай послушать интересного музыканта, который собирает хорошие отзывы повсюду. В реальности же встречаешь не только концерт, а импровизацию с залом. Феликс что-то там подкручивает в ревербераторе, микшере, нажимает пару магических кнопочек и выходит к аудитории:

Он просит зрителей прикоснуться к струне электроскрипки, и получившаяся нота отражается эхом. На основе колебаний Феликс импровизирует и даже какой-то случайный технический шорох получает смысл:

Во втором отделении этого же концерта на сцену выходит «Аримойя» — проект самой «Дубравы» и приглашённых музыкантов. Пианист Александр Миронов, ударник Пётр Ившин, контрабасист Виктор Шестак и саксофонист и кларнетист Тимур Некрасов.

Днём раньше играл сергиевопосадской муниципальный оркестр. В какой-то момент программа из 18 (!) классических джазовых номеров начинала походить на очень сладкий фрукт, но тут выходил солист с бас-кларнетом, и жизнь снова становилась прекрасна:

Ещё больше необычных инструментов ждали нас после антракта. Супергитарист Иван Смирнов выступал с сыном, тоже Иваном. Вместе с ними приехал Сергей Клевенский — человек удивительной музыкальной грамотности и настолько профессиональный, что, как кажется, он может взять любую дудочку, да хоть какую-нибудь придорожную соломинку, и легко сыграть на ней шедевр. Одну за другой он доставал трубки, трубочки и волынки, а вот тут Смирнов-старший представляет калюку — пастуший инструмент, известный самым разным народам.

Или вот. Поздно опомнился и не сразу включил запись:

Последним звуком фестиваля стал дождь, обрушившийся на открытую сцену. На записи слышно, как техники и музыканты собирают аппаратуру и вода колотит по навесу:

Фото Олега Данилова, Александра Платонова (КПЦ «Дубрава») и Александра Фомина

/ 24.06.2017